Харьков – Малая Рогань – Тетлега – Пятницкое – Печенеги – Новокомсомольское – Аркадевка – Ивановка – Новониколаевка – Московка – Купянск – Голубовка – Калиново – Двуречная – Новомлынск – Каменка – Лиман Второй
Асфальт/грунт: 30/70
Всего подъема (в высоте): 863 м
Всего спуска (в высоте): 933 м
Уровень сложности: сложный
Аттракции: Печенежское водохранилище, Долина р. Оскол, Меловые горы и пещеры.
Маршрут начинается на пересечении Московского проспекта и Окружной дороги.
С помощью описания маршрута № 8 добираемся до с. Малая Рогань. Через 830 м после въезда в село на перекрестке поворачиваем влево (направление – северное) на асфальтированную дорогу. Через 1,6 км в конце улицы на Т-образном перекрестке сворачиваем направо. Проезжаем по мосту через р. Роганку, после чего основная дорога делает поворот налево, к ферме. На этом перекрестке едем прямо (направление – восточное). Начинается подъем, дорога уходит в поля. Доехав до развилки, сворачиваем налево (на северо-восток), едем вдоль посадки. Через 3,1 км пути доезжаем до поля. На этом перекрестке сворачиваем направо (направление – юго-восточное) и следующие 2,1 км придерживаемся этого направления.
Миновав несколько перекрестков, окажемся возле балки. В этом месте дорога уходит влево, огибая поле, после чего будет поворот вправо — в балку. Мы движемся именно туда. Сделав петлю вокруг балки, на первой развязке поворачиваем влево, вверх, вдоль посадки. Таким образом мы вновь окажемся на дороге, идущей на юго-восток. Через 2,37 км в конце спуска на перекрестке поворачиваем влево, вверх.
Через 450 м на первом перекрестке сворачиваем направо (на юго-восток). Эта дорога выходит на перекресток с асфальтированной дорогой, ведущей в с. Тетлега. Мы едем прямо, в направлении села.
Въехав в село, около огромного камня берем правее. В конце улицы (на середине спуска) на развилке сворачиваем вправо, на каменистую дорогу. За мостом через р. Тетлега дорога делает зигзаг, поэтому на перекрестке сворачиваем вправо и сразу влево, вверх, на каменистую дорогу. В конце улицы дорога уходит в лес и идет по широкой просеке (направление – восточное).
Через 4,5 км, двигаясь по этой просеке, после крутого спуска попадаем в с. Пятницкое. В селе сворачиваем влево, на восток, на дорогу, ведущую к мосту через р. Великая Бабка. Перед мостом, в 300 м справа, находится родник.
Проехав мост, через 700 м оказываемся на перекрестке с асфальтированной дорогой. Сворачиваем налево на каменистую дорогу, а еще через 500 м — направо, к лесу. Также едем по каменистой дороге.
Попав в лес, движемся по просеке, идущей строго на восток. Через 5,15 км после въезда в лес основная дорога уйдет влево, на этом перекрестке сворачиваем направо, в широкую просеку (направление – южное). Дорога местами труднопроезжаемая, поэтому осенью и весной, а также после продолжительных дождей из Пятницкого до Печенег лучше ехать по асфальтированной дороге. Через 5 км после перекрестка дорога выходит к полю, сменив направление (на юго-восток). Через 800 м грунтовая дорога примкнет к бетонной, по которой мы попадаем в пгт Печенеги. Продолжаем ехать по этой же дороге — теперь уже по улице поселка. Дорога выходит к трассе рядом с дамбой Печенежского водохранилища.
Водохранилище построено для снабжения города Харькова пресной водой на месте небольшого Кочетокского водохранилища. Его сооружение происходило с 1958 по 1962 год. В августе 1962 г. началось наполнение водохранилища.
Протяженность Печенежского водохранилища от плотины в поселке Печенеги до устья реки Старицы — 75 км, ширина — от 300 м до 3 км.
Берега водохранилища — прекрасная зона отдыха с разветвленной системой детских оздоровительных лагерей, пансионатов, зон отдыха. Вокруг Печенежского водохранилища существует несколько заповедных зон.
Проезжаем по дамбе, за которой на развилке сворачиваем направо по указателю «Великий Бурлук». А через 300 м опять поворачиваем вправо, в с. Новокомсомольское. Придерживаемся юго-восточного направления.
В конце села асфальтированная дорога сменится на хорошо накатанную грунтовую дорогу. По этой дороге предстоит ехать 16,4 км до нужного нам перекрестка. Чтобы его не пропустить, в конце этой дистанции смотрим направо — будет видно с. Великие Хутора.
Село заканчивается у дороги, на которую необходимо свернуть. Когда будет видно окончание села, следует быть внимательным, чтобы не пропустить нужный нам перекресток. Кроме этого, дорога, на которую нам предстоит свернуть, — шире остальных и поддерживается в надлежащем состоянии — неровности и вымоины засыпаны песком. Это также важный ориентир. И наконец, на этом перекрестке слева будет виден большой знак бывшего совхоза.
На этом важном перекрестке делаем поворот вправо (направление – юго-западное). Через 2,5 км на перекрестке сворачиваем влево. Дорога приведет нас в с. Аркадевку. Въезжаем в село, проехав по мосту через р. Великий Бурлук, доезжаем до Т-образного перекрестка и сворачиваем направо (на юг). Через 1,5 км попадаем к пруду. Ночуем на его северном берегу в небольшой роще. Здесь можно разбить лагерь, а пополнить запасы еды и питья — в с. Аркадевка. Следующий день будет насыщенным, поэтому необходимо хорошо отдохнуть.
Проезжаем дамбу, сворачиваем налево, едем вдоль пруда. По этой асфальтированной дороге попадаем в с. Ивановку. Проехав часть села, оказываемся на Т-образном перекрестке, где сворачиваем налево на восток по указателю «Новониколаевка». Это следующий пункт нашего путешествия.
В Новониколаевке, проехав мимо небольшой рощи (слева), оказываемся в центре села. Здесь на перекрестке сворачиваем направо, на дорогу, ведущую к с. Староверовка. Проехав по этой дороге 1,64 км, на перекрестке едем прямо, на восток, а основная дорога уйдет на юг. Через 7 км окажемся на V-образной развилке. Впереди слева будет виден лес. Дорога левее ведет к с. Ковалевка. Мы берем правее и через 7,9 км попадаем в с. Московку.
Въехав в село, на первом перекрестке сворачиваем направо. Эта дорога приводит к ж/д путям, после чего идет параллельно им. Едем по этой дороге до ж/д переезда, минуем пути и на развилке сворачиваем влево. Вскоре дорога сделает поворот вправо, и начнется подъем. В конце подъема на регулируемом перекрестке, после которого основная дорога уходит влево, мы едем прямо. Начинается спуск.
После спуска переезжаем через небольшой мостик и по асфальтированной дороге едем в направлении с. Голубовка. Уже на этой дороге слева будут видны скалы из чистого мела. Не доезжая до Голубовки, миновав мостик из бетонных плит, поворачиваем вправо. В этом месте р. Оскол делает петлю, образовывая полуостров. Здесь можно отдохнуть и искупаться.
Далее наш путь пролегает по живописным лугам вдоль реки. Слева от нас будут крутые белесые холмы. Выезжаем с полуострова и сворачиваем направо на грунтовую дорогу, идущую вдоль берега.
В этой местности очень много байбаков (сурков). Заметить этих грызунов несложно — один из их семейства всегда стоит на возвышенности, высматривая опасность. Эти зверьки оставляют после себя норы, причем прямо на дороге, поэтому будьте внимательны, иначе можно лишиться колес.
Придерживаемся дороги, идущей вдоль реки. Через 4,8 км дорога немного отходит от русла реки и приводит в заброшенное с. Калиново. Проезжаем мимо брошенных домов и снова возвращаемся на дорогу, идущую вдоль реки.
Через 6,7 км попадаем в пгт Двуречная. По этой дороге, теперь уже улице поселка, попадаем в его центр. Затем сворачиваем налево на центральную улицу — трассу Двуречная – Великий Бурлук.
Проезжаем мост через р. Нижняя Двуречная, после чего через 800 м сворачиваем направо на асфальтированную дорогу, ведущую к селам Фиголевка, Новомлынск, Петро-Ивановка. Через 3,82 км на развилке сворачиваем вправо, а затем через 870 м еще раз вправо, по указателю «Новомлынск».
По асфальтированной дороге попадаем в село. Здесь раньше добывали мел, и до наших дней сохранились следы добычи в виде ступенчатых склонов. В бывших меловых выработках также находится небольшая пещера.
Выезжаем из села по грунтовой дороге, идущей вдоль реки на север. Далее держимся дороги, идущей вдоль подножия меловых гор (слева), т. к. река начнет петлять (направление – северо-восточное). Через 12 км будет с. Каменка.
Въехав в село, на первом перекрестке сворачиваем направо, затем на перекрестке с центральной улицей снова направо, к мосту через р. Оскол. Перед мостом (слева) открывается потрясающий вид на меловые скалы. Переехав через мост, окажемся в с. Лиман Второй. Проезжаем через село, переезжаем ж/д переезд, едем вдоль путей. Затем пересекаем их и оказываемся на ж/д станции Тополи, откуда добираемся до Харькова поездом.