Харьков – Зеленый Колодезь – Терновая – Введенка – Поды – Старая Покровка – Эсхар – Чугуев
51 км
Асфальт/грунт: 35/65
Всего подъема (в высоте): 313 м
Всего спуска (в высоте): 398 м
Уровень сложности: средний
Аттракции: Бывшая ракетная база С-200, Пойменный лес, Плотина на р. Северский Донец.
Маршрут начинается на ул. Роганской (м/р-н Восточный).
В конце улицы дорога уходит вправо, здесь начинается ул. Железнодорожная. Через 560 м основная дорога повернет налево к ж/д переезду. За переездом сворачиваем направо (направление – юго-восточное). Проезжаем мимо березовой аллеи. Далее дорога идет вдоль большого сада (справа), а слева будет луг. Дорога ведет к предприятию, которое мы объезжаем справа вдоль забора. При этом справа будет все тот же сад.
Начинается спуск, который заканчивается на берегу пруда. Объезжаем его по левой стороне мимо небольшого карьера. Через 250 м за прудом дорога повернет вправо, в балку .
Проехав балку, придерживаемся дороги южного направления, которая идет посреди огромного луга. Далее дорога огибает небольшое болото и меняет направление на юго-восточное. Забравшись на небольшой подъем возле ЛЭП, снова спускаемся к лугу. Через 1 км возле яра основная дорога повернет вправо (на юго-запад), в поля. Начнется подъем. На вершине подъема дорога поворачивает левее, направление изменится на южное, по обе стороны будут поля. Вскоре мы попадаем в с. Зеленый Колодезь.
В селе, доехав до посадки, сворачиваем налево, через 250 м — направо, к ж/д переезду. За переездом дорога уходит вправо. Проезжаем мимо ЛЭП, после чего дорога уходит влево, в поля (направление – южное). Через 1,65 км дорога выходит к ферме. Перед фермой на перекрестке сворачиваем вправо, а через 200 м — влево. Таким образом мы объедем ферму и снова попадем на дорогу южного направления. По этой дороге попадаем в с. Терновая.
Улица, по которой мы въехали, выводит на асфальтированную дорогу. Здесь на перекрестке сворачиваем налево (на асфальт). Проехав мост через реку Роганку, на первом перекрестке поворачиваем правее (строго на восток), на дорогу, уходящую в сосновый лес .
Дорога пойдет по сосновому лесу (направление – восточное). Через 3 км дорога выходит на опушку леса рядом с поселком Введенка. Сворачиваем направо (направление – южное), движемся по улице (теплицы должны быть справа от нас). Через 400 м на Т-образном перекрестке сворачиваем налево. Эта грунтовая дорога вскоре переходит в асфальтированную. Это — центральная улица поселка. Проезжаем по ней через весь населенный пункт. В конце поселка дорога вновь станет грунтовой. Переезжаем мост через реку и через 800 м оказываемся в с. Поды.
В селе основная дорога повернет влево, а затем вправо, а через 1 км выходит к заводу. На этом Т-образном перекрестке сворачиваем вправо, на асфальтированную дорогу, а через 300 м — влево. Далее едем, не сворачивая с асфальтированной дороги, до с. Старая Покровка.
Въехав в село, на V-образной развилке берем левее (направление – южное). Эта дорога заканчивается у края села, на перекрестке с дорогой из бетонных плит. На этом Т-образном перекрестке сворачиваем влево, вверх, на дорогу из бетонных плит. Дорога ведет к лесу. Через 1,3 км после въезда в лес на перекрестке едем прямо (на юг). Этот перекресток следует запомнить — на обратном пути мы будем проезжать его после осмотра заброшенной ракетной базы . Через 600 м все та же бетонная дорога cвернет направо (на запад) и приведет нас к заброшенной ракетной базе.
ЗРК С-200 — зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия. Предназначался для обороны больших площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов. Каждый дивизион С-200 имел 6 пусковых установок, а также радиолокатор подсвета цели.
Оригинальная версия была разработана в 1964 году, на вооружении — с 1967 года. Это была целенаправленная хитрость со стороны СССР, маскировавшего разработку комплекса С-200 показами массивных ракет «Даль».
Осмотрев бывшую базу, возвращаемся к перекрестку, который упоминали выше. На нем поворачиваем вправо, на гравийную дорогу. Дорога приводит в пгт Эсхар. Через 380 м после въезда в поселок на втором перекрестке сворачиваем направо. В конце улицы дорога уходит в лес, делает зигзаг и выводит к плотине.
Главная плотина «ТЭЦ-2 «Эсхар» обеспечивает необходимый уровень воды для работы электроцентрали. Забавно, что вода с ТЭЦ сбрасывается в Северский Донец, и соответственно, там тепло, как в бассейне.
Кстати, еще в 1927 г. здесь была открыта первая электрическая станция на Харьковщине (сокращенно — Эсхар), что и дало столь оригинальное название населенному пункту.
Проезжаем по плотине. За ней начинается красивое творение природы — пойменный лес.
Здесь можно увидеть вековые дубы, бобровые норы, звериные тропы и птичьи гнезда. Это очень красивое место, которое по достоинству оценят любители природы и туризма. Множество озер и болот создают отличные условия для отдыха перелетных птиц.
В этой местности много различных тропинок, мостиков, бродов. Практически все они в итоге выводят на широкие дороги, а затем в села и поселки.
После плотины сворачиваем направо, на тропинку, идущую параллельно реке. За плотиной находится прекрасный пляж, где можно искупаться и отдохнуть.
Через 1 км сворачиваем налево, на одну из тропинок (направление – юго-восточное). Тропинки ведут к Белому озеру. Озеро объезжаем справа по его юго-западному краю. Объехав озеро, попадаем на грунтовую дорогу .
Проезжаем через островок леса и выезжаем на поляну. Далее дорога проходит мимо домика лесника, после чего на нескольких развилках придерживаемся южного направления (с небольшим отклонением на восток). Через 300 м после домика лесника дорога выходит на вырубку и сворачивает влево, ее направление меняется на юго-восточное.
Проехав вырубку и посадку молодняка, на перекрестке перед другой посадкой молодняка cворачиваем влево, на просеку. По этой дороге северо-восточного направления едем следующих 2 км. Проезжаем мимо вырубки, доезжаем до пересечения с очень широкой просекой (30 м). Здесь на V-образной развилке берем левее, на север. Дорога идет по смешанному лесу, на протяжении 1 км на развилках придерживаемся северо-восточного направления. На перекрестке с широкой просекой сворачиваем направо, выезжаем на нее. Через 2,8 км на перекрестке с просекой поворачиваем влево, на другую просеку (направление – северное), а еще через 450 м, на развилке, вправо — на накатанную дорогу, ведущую к базе отдыха.
По этой дороге проезжаем мимо базы отдыха «Фигуровка». Затем дорога выходит к реке. Проезжаем по деревянному мосту. За мостом едем по основной дороге, на северо-восток. Через 1,5 км на развилке едем прямо (направление – северное). По этой дороге мы сможем выехать к ж/д станции Чугуев.