Палатки – Староверовка – Дьячковка – Шевченково – Кофановка – Медведевка – Парасковия – Семеновка – Ефремовка – Задорожное – Первомайский – Алексеевка – Правда – Отрадово – Красивое – Ракитное – Лозовское – Павловка Вторая – Бакшаровка – Зеленый Гай – Дмитровка – Петровское – Завгороднее – Протопоповка – Чепель – Залиман – Раковка
185 км
Асфальт/грунт: 80/20
Всего подъема (в высоте): 907 м
Всего спуска (в высоте): 1009 м
Уровень сложности: сложный
Аттракции: Орловская крепость, Крепость св. Парасковии, Ефремовская крепость, Алексеевская крепость, Михайловская крепость, Слободская крепость, Тамбовская крепость, Петровская крепость.
Маршрут начинается в с. Палатки (Нововодолажский р-н) на ж/д станции Власовка.
От платформы движемся к переезду, который находится на северо-востоке от платформы. От переезда едем по основной асфальтированной дороге (направление – восточное) по трассе Т2118 в сторону с. Староверовка.
За селом Палатки трасса сворачивает направо, на юг. Через 700 м после въезда в с. Староверовку, до моста через реку, сворачиваем направо на асфальтированную дорогу. Проезжаем до конца улицы, далее дорога уходит налево, пройдет через балку. Затем на большом перекрестке едем прямо (направление – южное). Проезжаем по мосту через р. Берестовецкая, далее дорога пойдет по улице села (на юго-запад). Выехав из села, через 660 м на перекрестке сворачиваем налево, на асфальтированную дорогу, ведущую к селам Калиновка, Дьячковка. Через 7,5 км на перекрестке перед большим лугом сворачиваем налево , к с. Дьячковка.
Дорога пойдет у подножия склона, он будет слева. По верху склона проходят остатки защитного вала Украинской укрепленной линии. По этой дороге въезжаем в село и проезжаем его до конца (направление – восточное). На краю села сворачиваем налево, на грунтовку, вверх. Дорога пройдет по краю села, затем повернет вправо, и мы окажемся возле Орловской крепости.
Украинская линия была построенна в 1731–1742 гг. для обороны южных границ Российского государства и состояла из 16 крепостей, реданного земляного вала и сухого рва, усиленных палисадом, редутами, реданами, блокгаузами, форпостами. Крепости возводились без внутренней планировки. На территории каждой из них размещались пороховой погреб, цейхгауз, казармы, колодец и другие строения. Линия возводилась между Днепром и Северским Донцом по берегам рек Орели, Берестовой, Береки. Ее стратегическое значение было утрачено, когда границы России отодвинулись далеко на юг, вследствие чего линия в 1784 г. была упразднена. Укрепления линии являются памятниками военно-инженерного искусства первой половины XVIII в. и представляют значительный историко-архитектурный интерес.
До наших дней сохранилось основное количество укреплений Украинской линии, большая часть которых (двенадцать) расположены на территории Харьковской области.
Одна из крепостей Украинской укрепленной линии. Расположена на правом берегу р. Берестовой.
Изначально Орловская крепость называлась Девятая. В 1738 г. переименована по названию Орловского конного полка, размещенного на близлежащей территории.
Крепость прямоугольная в плане, четырехбастионная. Площадь крепостного двора более 1 га. Въезд в крепость — с северо-западной стороны. Крепость была окружена сухим рвом, участки которого сохранились до наших дней.
С седьмой на линии Параскевской крепостью и девятой — Ивановской соединялась валом и рвом.
Возвращаемся к выезду из с. Дьячковка на основную дорогу. Далее следуем по ней в восточном направлении к с. Шевченково. Проезжаем и это село в восточном направлении. За селом основная дорога повернет вправо, затем влево, после чего на перекрестке основная дорога уходит вправо, к мосту через реку. Мы едем прямо, выезжаем на грунтовку, ведущую к с. Кофановка (направление – восточное). Дорога снова пойдет у подножия холмов (слева), а справа будет луг, за ним река. Проезжаем мимо с. Кофановка (оно будет на другом берегу реки), далее также держимся подножия холмов. Дорога поменяет направление на юго-восточное.
Далее дорога приводит к с. Медведевка, к перекрестку с трассой Т2118. Пересекаем трассу, едем дальше по улице села (направление – северо-восточное). Улица длинная, незаметно переходит в с. Парасковия. В центре села на перекрестке сворачиваем налево, вверх, проезжаем на северо-запад по улице, затем — через рощу, после чего дорога повернет вправо, все время подъем, в конце которого окажемся у крепости Св. Парасковии.
Осмотрев остатки крепости, возвращаемся к центру села, на перекресток. Далее следуем на юго-восток, проезжаем мост через р. Берестовую, затем проезжаем через ферму. Далее дорога уходит в поля, идет рядом с валом укрепленной линии (направление – юго-восточное). По этой дороге доезжаем до сел Семеновка, Ефремовка (они находятся рядом).
На перекрестке с асфальтированной дорогой сворачиваем влево. Затем дорога свернет вправо, по ней мы попадем в с. Ефремовку. Проезжаем по асфальтированной дороге (направление – юго-восточное) к окраине села. Здесь справа от дороги находится Ефремовская крепость.
Расположена у истока р. Орель. Первоначальное название Троицкая, переименована в 1738 г. Крепость прямоугольная в плане, четырехбастионная, въезд — в северо-западной куртине. Площадь крепостного двора более 1,5 га, в центре — след колодца. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала — более 1040 м. Сохранился вал, которым крепость была соединена с Алексеевской и Параскевской.
Далее едем в том же направлении к с. Задорожное. Проезжаем мимо села и оказываемся на пересечении с трассой Т2107. Сворачиваем направо, проезжаем 5 км в направлении к г. Первомайский. Чтобы попасть в город, необходимо в конце дистанции свернуть влево, к мосту через ж/д дорогу. За мостом на перекрестке сворачиваем направо, после чего (через 1,1 км) на развилке за церковью сворачиваем налево. По этой дороге выезжаем из города, едем в направлении с. Алексеевка. Перед въездом в село справа от дороги будет видна Алексеевская крепость.
Расположена на ровной, открытой местности, с восточной стороны — исток р. Береки. Первоначальное название Берецкая, переименована в 1738 г.
Крепость почти квадратная в плане, четырехбастионная. Высота валов — более 5 м. Площадь крепостного двора более 1,5 га. Протяженность крепости по внешней стороне вала — более 1030 м. Крепость была соединена валом с сухим рвом с Михайловской и Ефремовской крепостями. Памятник хорошо сохранился.
Возвращаемся на дорогу и проезжаем через Алексеевку.
Через 2,5 км после выезда из села на вершине подъема на перекрестке сворачиваем направо, на асфальтированную дорогу, в сторону с. Правда. Проезжаем через это село (направление – юго-восточное), далее движемся к с. Михайловка.
Не доезжая 1 км до села, перед началом крутого спуска, за кладбищем сворачиваем направо на грунтовку. Она ведет к Михайловской крепости.
Крепость расположена в междуречье Береки и ее притока. Первоначальное название Кисельная, переименована в 1738 г.
Крепость почти квадратная в плане, четырехбастионная. Площадь крепостного двора более 1,2 га. В северной куртине расположен въезд в крепость, южная усилена равелином, направленным в сторону р. Береки. Протяженность крепостного вала по внешней стороне — более 980 м.
Была соединена со Слободской и Алексеевской крепостями.
От Михайловской крепости направляемся по грунтовке вдоль северо-восточного края крепости. Далее она идет вдоль поля и выходит на асфальт . Сворачиваем направо на асфальтированную дорогу. По этой дороге проезжаем по окраине с. Отрадово, затем держим курс в с. Красивое. В селе основная дорога делает поворот влево, здесь на перекрестке едем прямо, к с. Ракитное. Если вы путешествуете в весенне-осенний период, то участок до села Бунаково лучше объехать через села Николаевка и Советское.
Выехав из с. Красивое, справа будет замечательный родник с купальней.
Заночевать лучше на берегу небольшого пруда у с. Ракитное — перед селом сворачиваем направо, проезжаем мимо рощи и оказываемся у пруда.
По каменистой дороге (направление – юго-восточное) попадаем в с. Ракитное. Проезжаем через село по единственной улице. За ней начинается грунтовка до с. Бунаково. Дорога идет по лугу, местами заросшая, участок представляет определенную сложность (если вы не уверены в своих силах, лучше воспользоваться вышеуказанной альтернативой).
Доезжаем до с. Бунаково, держимся основной дороги (направление – юго-восточное). Проезжаем через центр села, затем в том же направлении выезжаем из него. Затем попадаем в с. Святушино. Здесь наша дорога заканчивается на Т-образном перекрестке, где сворачиваем налево к с. Лозовское. Проезжаем по мосту через р. Берека, на перекрестке сворачиваем налево, затем через 300 м — направо, на каменистую дорогу, которая ведет к Слободской крепости.
Расположена на левом берегу р. Береки. Первоначальное название Лозовая, переименована в 1738 г.
Крепость прямоугольная в плане, четырехбастионная. При строительстве валы крепости имели высоту около 6 м. Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре — след колодца.
Сохранился сухой широкий ров, окружавший крепость. Юго-западная куртина усилена равелином, направленным к реке.
Соединялась с Тамбовской и Михайловской крепостями.
Возвращаемся на основную дорогу, сворачиваем налево к с. Павловка Вторая (направление – юго-восточное). Въехав в село, на первой развилке сворачиваем направо, затем налево, в сторону сел Бакшаровка, Зеленый Гай.
В с. Зеленый Гай заканчивается асфальтированная дорога. Проезжаем через село на его юго-восточную околицу. Далее по грунтовке, к полю. У поля на развилке сворачиваем налево , проезжаем по краю поля (будет справа), затем сворачиваем налево, вдоль посадки (слева). Через 500 м сворачиваем направо, также вдоль посадки. В конце посадки дорога повернет вправо (на юго-восток), начнется спуск. В конце спуска, у холмов, дорога снова повернет вправо , снова пойдет спуск. В конце этого спуска, проехав мимо фермы, окажемся в с. Дмитровка. Сворачиваем налево на асфальтированную дорогу, затем перед озером снова сворачиваем налево, на север. По этой улице выезжаем из села (по асфальтированной дороге). Через 1 км после выезда из села сворачиваем направо, на восток, на асфальтированную дорогу в сторону с. Марьевка. Через 4,7 км после небольшого подъема слева будет Тамбовская крепость.
Первоначальное название крепости Бузовая (Бусовая). В 1738 г. переименована по названию Тамбовского конного полка.
Крепость прямоугольная в плане, четырехбастионная. Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре — след колодца. Юго-западная и юго-восточная куртины усилены равелинами, направленными в сторону р. Береки, в северо-восточной — расположен въезд в крепость шириной 10 м. Ширина гребня крепостного вала около 2 м, основания — около 20 м. Протяженность крепости (по гребню вала) около 800 м.
Соединялась с Петровской и Слободской крепостями.
Проезжаем по грунтовке вдоль южного края крепости (направление – восточное) к посадке. Здесь на перекрестке сворачиваем налево (на север), на дорогу вдоль посадки. Следующие 4 км едем по этой грунтовке, до пересечения с асфальтированной дорогой. Здесь, на перекрестке, сворачиваем направо, в сторону с. Петровское. В селе эта дорога выходит к перекрестку с другой асфальтированной дорогой — трассой Т2121. Сворачиваем влево, на север. По этой дороге проезжаем через село. Сразу за селом слева за посадкой находится Петровская крепость.
Расположена в междуречье Береки и Северского Донца. Петровская (до 1738 г. Донецкая) крепость была первой на восточном фланге линии.
Крепость прямоугольная в плане, четырехбастионная. Площадь крепостного двора более 1,4 га. Протяженность крепости по гребню вала составляет около 880 м. Высота крепостного вала — 3,5 м. В центре крепостного двора — след колодца. В северной куртине расположен въезд в крепость, южная усилена равелином, направленным к р. Северский Донец.
Крепость соединялась валом и рвом с Тамбовской крепостью (второй на линии).
Возвращаемся на трассу, едем далее в северном направлении до указателя «Протопоповка». Сворачиваем направо к с. Протопоповка. В селе на перекрестке за церковью сворачиваем налево, затем, на первом перекрестке (за мостом через реку) — направо. Далее основная дорога повернет влево, после чего вправо и далее соединится с другой дорогой.
Затем дорога выходит из села и идет вдоль р. Северский Донец (будет справа). Следующие 3 км едем по этой грунтовке в северном направлении. Она приводит нас к меловому утесу, рядом есть пляж. Проезжаем мимо утеса (направление – северо-западное) дорога пойдет у подножия склона (будет слева), затем повернет правее (направление – северное). По этой грунтовке попадаем в с. Чепель.
На въезде в село, на первом перекрестке поворачиваем направо, на следующем — налево, к мосту через р. Чепель. Доезжаем до перекрестка, где расположен мемориал Славы.